Всем привет! Сегодня поговорим о том, что такое бизнес-модель электронной коммерции.
Основные элементы бизнес-модели электронной коммерции
Бизнес-модель представляет собой набор запланированных мероприятий (иногда называемых бизнес-процессами), предназначенных для получения прибыли на рынке. Элементами бизнес-модели являются предложение ценности, модель получения дохода, рыночные возможности, конкурентная среда, конкурентные преимущества, рыночная стратегия, организационное развитие и управленческая команда. Предложение ценности — это краткое изложение свойств продукта, представляющих ценность для покупателя. От восхищения достоинствами продукта, которое обычно встречается в рекламе, предложение ценности отличается сфокусированностью на покупателе. Здесь продукт рассматривается как набор бенефитов для покупателя, и это изменение акцента принципиально меняет восприятие![1] Таким образом, предложение ценности — это краткое изложение свойств продукта, представляющих ценность для покупателя. Модель получения дохода объясняет, как фирма будет получать доход, прибыль и возврат от инвестированного капитала. Термин рыночная возможность относится к предполагаемой ёмкости рынка сбыта и общим потенциальным финансовым возможностям, доступным фирме в этом рыночном пространстве. Рыночная возможность обычно делится на более мелкие рыночные ниши. Ёмкость рынка — это объем тех товаров или услуг, которые предлагаются и приобретаются в пределах рынка [2]. Реалистичная рыночная возможность определяется потенциальным доходом в каждой из рыночных ниш, где она надеется конкурировать.
Презентация лекции: Бизнес-модели электронной коммерции
Конкурентная среда
Конкурентная среда фирмы рассматривается относительно других компаний, которые продают похожие продукты и работают в одном и том же рынке. Это также относится к присутствию на рынке замещающих продуктов и потенциальных новых участников, а также власти покупателей и поставщиков над вашим бизнесом. На конкурентную среду компании влияют несколько факторов: количество активных конкурентов, количество совершаемых ими операций, доля рынка каждого конкурента, прибыльность этих фирм и цены на аналогичные товары.
Фирмы обычно имеют как прямых, так и косвенных конкурентов. Прямые конкуренты — это компании, которые продают товары и услуги, которые очень похожи и в одном и том же сегменте рынка. Например, Priceline и Travelocity, оба из которых продают билеты со скидкой онлайн, являются прямыми конкурентами, потому что обе компании продают одинаковые продукты — дешевые билеты. Косвенные конкуренты — это компании, которые могут быть в разных отраслях, но все же конкурируют косвенно, потому что их продукты могут заменять друг друга. Например, производители автомобилей и авиакомпании работают в разных отраслях, но они по-прежнему конкурируют косвенно, потому что они предлагают потребителям альтернативные транспортные средства. CNN.com, новостная лента, является косвенным конкурентом ESPN.com, а не потому, что они продают идентичные продукты, а потому, что они оба конкурируют за потребительское время в Интернете.
Существование большого количества конкурентов в любом сегменте может означать, что рынок насыщен и что может оказаться трудным стать прибыльным. С другой стороны, отсутствие конкурентов может либо сигнализировать о неиспользованной рыночной нише, созревшей для выбора, либо о рынке, который уже был опробован без успеха, потому что денег нет. Анализ конкурентной среды может помочь разъяснить эти вопросы.
Бизнес-модель компании «Твиттер»
Конкурентные преимущества
Фирма достигает конкурентного преимущества когда она способна производить превосходный продукт или поставлять продукт на рынок по более низкой цене, по сравнению с конкурентами [4]. Фирмы также конкурируют по масштабам. Некоторые фирмы могут развивать глобальные рынки, в то время как другие лишь национальный или региональный рынок. Фирмы, которые способны поставлять превосходные продукты на мировой рынок при наименьших издержках, действительно имеют преимущество.
Фирмы достигают конкурентных преимуществ, потому что они каким-то образом смогли получить исключительный доступ к факторам производства, которых лишены их конкуренты — по крайней мере, в ближайшем будущем. Возможно фирма способна приобретать очень выгодные условия у поставщиков, грузоотправителей или поставщиков рабочей силы. Возможно фирма имеет исключительный опыт, знания или лояльных сотрудников, что отличает её от конкурентов. Может быть фирма имеет патент на продукт, который другие не могут подделывать, или доступ к инвестициям благодаря бывшим сослуживцам, или бренд и популярный имидж, который другие фирмы не могут скопировать. Асимметрия возникает всякий раз, когда один из участников рынка имеет больше ресурсов, будь то финансовая поддержка, знания, информация или власть, чем остальные участники. Асимметрия приводит к тому, что некоторые фирмы, имеющие преимущество над другими, приходят на рынок с лучшими продуктами, быстрее чем конкуренты, и иногда с наименьшими издержками.
Например, когда компания Apple объявила о выходе сервиса iTunes, предлагающая законные, загружаемые индивидуальные треки песен за 99 центов за трек, с возможностью внесения оплаты с цифрового устройства на котором установлено программное обеспечение iTunes, у компания был шанс на успех выше среднего благодаря инновационной разработке аппаратного обеспечения и большому списку музыкальных фирм, которые Apple тщательно отобрала для своего онлайн каталога. Немногие конкуренты могли бы достичь сочетания дешевых, лицензионных песен и мощного оборудования для их воспроизведения.
Список литературы
1. Что такое Value Proposition? — Режим доступа www.premiersv.ru/blog/chto-takoe-value-proposition
2. Емкость рынка — Режим доступа www.marketch.ru/marketing_dictionary/e/market_capacity_calculated/
3. Кобелев, О. А. Электронная коммерция [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.А. Кобелев. — 4-е изд. перераб. и доп. — Москва : Дашков и Ко, 2015. — 684 с. — Глава 3.
4. Портер, Майкл.Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов = Competitive strategy: Technigues for Analyzing Industries and Competitors / Майкл Портер. — 3-е изд. — Москва : Альпина Бизнес Букс, 2007. — 453 с.
Кол-во просмотров: 3853